23 октября 2012, 13:50 | Автор: Андрей Скачковский, GoTennis.ru | Главное фото: kremlincup.ru | Фото материал: kremlincup.ru, AP
Когда в разгар «Кубка Кремля» было опубликовано «Обращение Федерации тенниса России к ведущим российским теннисистам», то невольно вспомнился кавказский афоризм, вынесенный в заголовок. Этот предельно наглядный бытовой парафраз цинично-корректной политической формулы в современном, столь же циничном мире российского спорта, выражает позицию большинства наших игроков: лояльность ФТР, Кремлю и всея России они сохранить-то готовы, но… только в обмен на соответствующие инвестиции в их карьеру.
Увы, многолетние поиски инвесторов в светлое будущее российского тенниса успехом пока не увенчались. Наши олигархи получили от руководства страны другие объекты для попечения, а хозяйство Шамиля Тарпищева с каждым годом разваливается и становится все менее конкурентноспособным. После поражения мужской сборной в Бразилии и вылета из Мировой группы Кубка Дэвиса Тарпищев поведал, что «бизнес добровольно в нашей стране в спорт не идет, а попечительского совета (созданного для решения финансовых проблем Федерации тенниса России) больше нет — он развалился. Соответственно, те деньги, которые были указаны в бюджете, нам не дают, сколько бы и с кем я на этот счёт ни говорил. Мы в федерации сейчас людям даже зарплату не платим — нет денег. Не добрали тех средств, которые должны были прийти от попечителей».
?А у российских болельщиков постепенно радостное ожидание «Кубка Кремля», в отличие от прежних лет, сменилось тревожным ожиданием нового турнира. Пятикратный чемпион Евгений Кафельников был уполномочен пригласить в Москву звезду уровня Федерера или Надаля, но оказался в роли неплатежеспособного Остапа Бендера. Помните его беседу с театральным монтёром Мечниковом?!
?
— Когда же вы стулья принесёте?
— Стулья против денег.
— Это можно, — сказал Остап, не думая.
— Деньги вперед, — заявил монтёр, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.
— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.
— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.
Вот и Евгений Кафельников с грустью поведал журналистам на «Кубке Кремля», что ему просто рассмеялись в лицо, когда узнали, какую сумму готов выложить московский турнир за приезд звезд первой величины. Смешно, право, говорить о приезде Федерера или Джоковича, когда даже первая ракетка России Михаил Южный предпочитает Москве Стокгольм.
И хотя М.Ю. Лермонтов довольно давно написал: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…», Президент Белоруссии Александр Лукашенко пояснил его мысль только сейчас, когда выразил готовность проводить у себя теннисный турнир «Кубок Кремля». «Я посмотрел «Кубок Кремля», на трибунах — два человека. Я, как спортсмен, знаю, каково это — играть при пустых трибунах. И организация, и спортсмены хорошие, а трибуны пустые, стыдно, честное слово. Отдайте «Кубок Кремля нам», будет «Кубок Кремля Беларуси».
Лукашенко, не избалованному великими победами своих спортсменов, конечно, легко критиковать россиян, выглядывая из-за спины Виктории Азаренко. А каково российскому президенту, который даже не подозревает о проблемах Марии Шараповой и её подруг?! Ведь у нас и футбол с чемпионатом мира, и зимняя Олимпиада в Сочи, и многочисленных паралимпийцев-медалистов надо отблагодарить. Почему-то принято считать, что все теннисисты гребут деньги лопатой не хуже Марии Юрьевны. А это далеко не так. Кто-то видел логотип «Газпрома», «Роснефти» или «Лукойла» на экипировке российских игроков?! То-то же. Они же не за немецкий «Шальке» выступают…
Мария Кириленко, лучшая из представителей России на последнем «Кубке Кремля», считает, что у нас была волна хороших игроков, но сейчас она сошла, а новых пока нет. «Возможно, через один-два года будет новый прорыв. Наверное, было бы здорово, если бы молодые игроки получали поддержку от федерации. Скажем, мне в команде Adidas выделили средства, чтобы с нами ездили по турнирам спарринг-партнёр и тренер по физподготовке. Любой из наших юных игроков был бы счастлив получить что-то подобное, но все упирается в деньги. К сожалению, их не хватает».
Увы, такого не будет не только через один-два года, но и через три-четыре. Шамиль Тарпищев объясняет: «На носу Игры-2016, однако, не имея финансирования, мы ни одного теннисиста за четыре года не подготовим. А в нашей стране о Бразилии ещё никто и не думает, потому что все деньги брошены на зимние виды. Но теннис ведь за два дня не делается, и в плане подготовки ребят мы уже опаздываем, а такими темпами через два-три года у нас и с женщинами будет подобная ситуация». Тут Шамиль Анвярович поскромничал: «подобная» ситуация уже практически есть. На последнем юниорском US Open у девочек, как и у мальчиков, никто из россиян не вышел даже во второй круг.
Такого провала не было уже много-много лет. И не стоит переживать по поводу разгромного поражения Шараповой в финале Олимпиады от Серены Уильямс. Куда более сокрушительный удар по нашему теннису был нанесен пять лет назад, когда на посту руководителя российского спорта Вячеслава Фетисова сменил Виталий Мутко. После этого теннис из любимого сына быстро превратился в пасынка.
Когда министр спорта и ФТР оказались по разные стороны баррикад, из-за противоположного отношения к Вячеславу Фетисову и его деятельности, противоположным стало и отношение к развитию тенниса в стране. Виталий Леонтьевич за последние пять лет изрядно поднаторел в кремлевских интригах и ораторском искусстве, особенно на английском языке. Но всё, что он сказал за последнее время по поводу тенниса, по-русски можно сказать коротко: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». И Тарпищеву, и нашим игрокам рассчитывать на помощь со стороны министерства по-прежнему не приходится. Что, видимо, и послужило причиной появления Обращения ФТР к игрокам, которое стоит рассматривать, как очередной сигнал SОS, а не шантаж игроков, не желающих играть за сборную. Что же делать при наличии отсутствия денег? Полный тупик?
Конечно же, нет. Как заметил один очень остроумный человек «Если не можешь изменить ситуацию — измени свое отношение к ней». Можно сокрушаться, что Шведова, Воскобоева, Первак или Путинцева выступают теперь за Казахстан. Но ведь и без них Россия имеет в первой сотне мирового рейтинга одиннадцать девушек. Надо только, как бы это сказать полапидарнее, сначала «девушек ужинать», а уж потом призывать «ведущих теннисистов России проявить ответственность при принятии решения об участии в национальных сборных Кубка Дэвиса и Кубка Федерации». Любой спонсор сначала инвестирует немалые средства в развитие юного таланта, а уж потом греется в лучах его славы и требует отдачи и дивидендов.
Феномен российского тенниса заключается ещё и в том, что во всех видах спорта мы щедро импортируем зарубежных тренеров и спортсменов, а теннисистов почему-то даром экспортируем. Жаль (тут стоит поставить «смайлик») только, что игроков в теннисе пока нельзя продавать, как футболистов или хоккеистов. Растим, растим, а «навара» никакого.
Вот бы «теннисная жизнь» закипела, если бы Казахстан с Сербией или Австралия с США платили бы ФТР за подготовленных игроков! Ведь с деньгами можно все юношеские турниры сыграть, и хороших тренеров и спарринг-партнёров нанять, и все виды парных разрядов поднять на высокий уровень. Не говоря уже о Кубке Дэвиса, Кубке Федерации и Олимпиаде. А без денег — ну куда податься? И если без шуток, то оставшиеся у ФТР силы и средства придется сосредоточить на маленькой группе кандидатов в сборные.
В стране нашлись деньги, чтобы южнокорейский конькобежец Ан Хён Су стал Виктором Аном и переехал в Россию. Нашлись деньги, чтобы американцы Джон Роберт Холден и Бекки Хэммон стали лидерами мужской и женской баскетбольных сборных. Много ещё для кого нашлись огромные деньги. Даже для футбольных судей и стерхов, исчезающего вида белых журавлей. А для кукушек и голубей не нашлось. Поэтому, Кукушкин и Голубев, Королёв и Щукин выступают теперь за Казахстан, на границе с которым даже стерхи задумались, туда ли они летят. Но даже авторы «Полета надежды» не смогут внятно объяснить, почему зарплаты зарубежных тренеров или бюджеты заурядных российских футбольных и хоккейных команд должны превышать бюджет целого вида спорта, в течение многих лет приносившего славу России.
Закончить же обзор русской классической литературы и поэзии хотелось бы стихотворением «Забытая деревня» Н. А. Некрасова, который еще 156 лет тому назад написал:
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу», — думает старушка.
Автор этой статьи согласен с мнением, что никто, кроме президента страны, спасти российский теннис не сможет. Так уж эта «Забытая деревня» устроена.?