Sanchez-Casal

Sanchez-Casal

res 573744 Мы прозевали волну успеха
«Докатились», – резко, коротко и емко описал Сафин положение дел в российском теннисе. Журналисты издания Советский Спорт встретились с двукратным чемпионом турниров «Большого шлема» утром в одном из кафе в центре Москвы, чтобы обсудить итоги прошедшего сезона. А поговорили скорее о туманном будущем нашей сборной.

«ЮНИОРАМИ НИКТО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ»

– Мы слишком мало что-то делали, чтобы теперь чему-то удивляться, – начинает беседу Марат. – А все хватаются за голову – как же так, результаты падают, сборная вылетела из Мировой группы Кубка Дэвиса… Ребята, а что вы хотели? Нынешнее поколение уже заканчивает играть. Смену ему не подготовили.

– Постойте, Марат. Есть у нас Кузнецов, Донской – ребята только что вошли в первую сотню…

– А кто с ними работал? Андрей по большому счету долго был никому не нужен со своими травмами. А Донской? Пару лет назад стоял в третьей сотне, им никто не занимался. Потом я помогать стал. Где-то потренируюсь вместе, где-то позвоню – дам совет, как сыграть. Плюс Женя сам много работал – и результаты пришли. Хотя по идее это ведь старший тренер сборной должен делать – следить за молодежью, отбирать перспективных, помогать им в тренировочном процессе. И что в итоге? Наши юниоры на крупных турнирах ничего не выигрывают много лет.

– Но Тарпищев каждый год называет впечатляющие цифры – по 500 побед на различных международных соревнованиях за сезон. От детских до взрослых…

– Это о каких турнирах речь? Стоящих соревнований не так много – чемпионаты мира, Европы, «Оранж Боул», турниры «Большого шлема»… Ну, штук 16–18 наберется для юниоров. И вот на них-то мы уже давно ничего не показываем. О чем говорить, если в основную сетку тех же «Больших шлемов» среди юношей в лучшем случае попадает один-два россиянина? То, о чем говорит Тарпищев, – это массовый спорт. Тут, не спорю, федерация все делает правильно и успехи есть. Но первые ракетки мира у нас так не появятся.

– А как появятся?

– Сложно сказать. В России тренироваться негде и не с кем. Строительство академий и Национального теннисного центра застопорилось. Тренеры предпочитают работать в клубах, а не с молодежью – там больше платят. А денег у ФТР как не было, так и нет.

– Можно подумать, в ваше время было лучше.

– Ну и очень плохо, что ничего не изменилось! – вскидывает руки Сафин. – У нас такой теннисный бум в стране был в начале нулевых! Золотое время. Надо было использовать момент, чтобы на волне тех успехов готовить молодежь, привлекать спонсоров. И заниматься этим должны были специально обученные люди, которых то ли не нашлось, то ли они не захотели. А сейчас результаты ушли, волна спала… Остается только ждать, пока придет хороший добрый дядя, любящий теннис, и просто так даст денег на его развитие. Интересно, скоро это случится?

«СТРОЕВАЯ ДАВНО КОНЧИЛАСЬ»

– То есть по большому счету все упирается в деньги?

– Не все. Ну, вот дам я вам миллион долларов. Что, вы первой ракеткой станете? Нет. А у нас многие юниоры так думают. Мало просто получить средства на подготовку – надо еще ее правильно организовать. А с этим тоже у многих проблемы.

– Многих неприятно удивила история, когда Кузнецов с Донским отказались ехать в сборную на матч с Бразилией в Кубке Дэвиса.

– А вы предысторию знаете? Мне за неделю до этого позвонили и спросили: «Ну что, вы с Женей летите?» Первый вопрос: «Куда?» В федерации не озаботились даже вопросом заранее! Ребята, строевая у нас кончилась, советское время осталось в далеком прошлом. Нельзя просто поставить парня перед фактом и рассчитывать, что он прибудет в сборную по первому требованию.

– И все же – было бы желание…

– Согласен. Желание всегда есть. Я на протяжении всей карьеры в сборную приезжал и играл бесплатно – надо было только попросить. Но времена меняются. И подход к игрокам тоже должен измениться.

– Кстати, про «бесплатно». Это нормально, когда ФТР платит нашим топ-игрокам деньги за выступление в Кубке Дэвиса или на Олимпиаде?

– Во-первых, я считаю, что все договоренности со спортсменами не должны предаваться огласке. Неправильно это. Во-вторых, любой труд должен быть оплачен. И потом, все опять же упирается в подход. Допустим, я хочу, чтобы в моей команде сыграл Андреев. Говорю ему: «Давай, Игорек, помоги мне. Не обижу!» А если попрошу заранее, по-дружески, он, может, и вовсе скажет: «Марат, ради тебя сыграю от души, бесплатно!»

Со сборной та же история. У нас как решают вопрос с составом? «Ага, через неделю матч – давайте всех обзвоним, узнаем, кто поедет». Рассчитывая, что человек тут же должен все бросить и прилететь. А ведь у любого теннисиста составлен четкий план на три месяца вперед. Договорись заранее, и половина проблем снимется. А так у нас Тимура Габашвили зовут в Бразилию за три дня до матча. И он летит – хотя у него только что дочка родилась. И еще потом ФТР на своем официальном сайте открытые письма публикует, взывая к патриотизму игроков…

– Со всем вышесказанным – какие перспективы на следующий год?

– Если за Великобританию сыграет Маррей – неважные. Не стоит удивляться, если на два-три года нам придется забыть о Мировой группе.

«ПОМОГАЮ РУМЯНЦЕВУ»

– Кузнецову и Донскому – по 22 года. Не поздновато ребята в сотню вошли? Вы в 20 лет уже первой ракеткой были.

– Теннис серьезно изменился. Требования к «физике» заметно выросли. В мое время в ТОП-100 из 18?летних было 6–8 человек. Я, Федерер, Хьюитт, Малисс… А сейчас? Ноль! Так что Андрей и Женя прогрессируют нормально.

– Какие у них перспективы?

– В следующем сезоне надо укрепиться в сотне, набраться опыта на турнирах ATP, подняться до полтинника. А дальше… Года через два-три мысленно убираем из ТОП-100 всех нынешних 30?летних – Степанеков всевозможных, Налбандянов, Хаасов. Человек 30 минимум вывалится. Так что если все будет нормально, первая двадцатка для ребят – вполне реальна. А там видно будет.

– Кто-то еще появится?

– Есть талантливые ребята. Я, например, еще Саше Румянцеву помогаю. Он в шестой сотне стоит, на него сейчас, как на Донского раньше, тоже все забили. Я говорю: «Дайте мне два-три года, и поглядим, что выйдет». Потенциально Саша очень силен.

– Сами в тренеры податься не хотите?

– Нет. У меня есть работа в Думе. Плюс занимаюсь с некоторыми детишками. Мне хватает.

– Донской и Румянцев, конечно, денег вам не платят?

– Даже если бы предложили – я бы не взял.

– Получается, вы сами готовы бесплатно искать талантливую молодежь. ФТР вам не предлагала этим заняться?

– Нет, – пожимает плечами Сафин. – А сам и не напрашивался – оно мне надо? Я вообще сейчас к федерации никакого отношения не имею. Замечу – я никого не хочу обидеть. Просто подход к некоторым вещам надо менять. Конечно, самородки – будущие чемпионы и первые ракетки – могут появиться и сами по себе. У нас такое уже бывало. Но какой шанс, что история повторится в ближайшем будущем?

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Марат САФИН

Родился 27 января 1980 года в Москве.

Профессиональная карьера – 1997–2009 гг. Победитель Открытого чемпионата США (2000) и Открытого чемпионата Австралии (2005). Финалист Открытого чемпионата Австралии (2002, 2004), полуфиналист «Ролан Гарроса» (2002) и Уимблдона (2008). Победитель Кубка Дэвиса в составе сборной России (2002, 2006). Выиграл 15 титулов на турнирах ATP. Экс-первая ракетка мира. Призовые за карьеру – $14 323 291.

Источник: juniortennis.ru

Предыдущая страницаШамиль Тарпищев прочтет лекцию Следующая страницаШарапова стала самой популярной в США

Что вы думаете?

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.