Вращение мяча — основа современной игры в большой теннис
Здесь пойдет разговор о том, что вы обязательно должны использовать в своей игре вращение мяча.
Я не верю, что в современной игре можно достичь хороших результатов без освоения техники вращения мяча.
Совершенствование технологии изготовления ракеток позволяет сегодня подобрать ракетку и соответствующую натяжку струн таким образом, что вы будете способны выполнять сокрушительные удары с отскока и с лета. Вопрос лишь в том, будет ли мяч попадать в корт.
Одним из пионеров эффективного применения топспинов был Бьерн Борг. Я помню его Уимблдоновские матчи, где он накручивал топспины и справа и слева. Надо сказать, что это было удивительно, т.к. для травяного покрытия топспин — не лучший удар. На траве мячи отскакивают низко и зачастую непредсказуемо. Однако, Борг успевал подсесть под мяч и поднять его топспином.
Я недавно пересматривал кассету с записью игры Джима Курье, где он впервые выиграл Ролан Гаррос и должен отметить, что он использовал много ударов с сильным вращением. И это при всем том, что Курье — мастер мощных плоских ударов. И тем не менее, он вместе со своим тогдашним тренером Хосе Хигейрасом потратил огромное количество часов на совершенствование своих топспинов.
Пару лет назад мне представился случай снова наблюдать игру Джима, однако я заметил, что он стал меньше использовать топспинов, и это, к сожалению, отнюдь не улучшило его игру.
Джимми Коннорс относится к великим игрокам, которые не очень то известны своими топспинами. Его форхэнд — почти плоский. Конечно, изумляет его способность контролировать мяч, выполняя сильные плоские удары. Бэкхэнд Коннорса всегда считался лучшим из его ударов. Однако, заметьте, удар слева выполняется им с вращением. И мне представляется, что именно вращение обеспечивает Коннорсу преимущества его удара слева. Ну а его умению контролировать удары справа остается только завидовать. Большинство из нас не столь одаренны в этом отношении.
Если мы понаблюдаем за матчами ветеранов, то сделаем очевидный вывод, что удары с вращением для них — основа игры. Только они чаще используют удары с обратным вращением, подрезки. Не все, конечно, (например, М.Пернфорс, Г.Вилас бьют много топспинов) но очень многие. Почему? Потому, что при подрезке достаточно хорошо можно контролировать удары. Тем более, при невысоком отскоке мяча, на траве, например. Так что такой стиль игры в большой степени диктуется кортовым покрытием.
Наблюдаю игру женщин WTA-тура в последнее лето, я обратил внимание, как выросли темп и мощь ударов. Особенно было заметно, как плотно летят мячи у француженок. Бесспорно, Венус Вильямс большой мастер мощных ударов. Но она бьет, накрывая мяч. А что меня удивляло, так то, как маленькие, изящные француженки могут без значительных мускульных усилий бить так плотно и в высоком темпе. Внимательный анализ их игры показывает, что они пытались выполнять более плоские удары. К сожалению, контроль мяча при этом оставлял желать лучшего.
Поверьте, Венус и Серена Вильямс очень сильно бьют по мячу…, но при этом они также сильно вращают мяч. Они так развиты физически, что им удается сохранять высокую плотность и продольную скорость мяча при одновременном сильном его вращении. Штеффи Граф известна своими мощными, убойными ударами справа, но заметьте, при этом мячи летят с приличным вращением. Как это ей удается? Ниже мы поговорим об этом.
Надеюсь, приведенные примеры помогут убедить вас в том, что вращение мяча — это абсолютно необходимый технический элемент современной игры.
Для тех, кто незнаком с техникой вращений, позвольте мне рассказать о трех типах вращений мяча.
1.Топспин (верхнее вращение). Если взять мяч и вращать его вперед/вверх от тела, то это будет топспин.
2.Бэкспин (нижнее вращение, подрезка). Если мяч вращать в направлении, противоположном топспину, на себя, то получается бэкспин.
3. Сайдспин (боковое вращение). Если вращать мяч вокруг вертикальной оси, получим сайдспин.
Плоскими называют мячи, летящие без вращения или с очень малым вращением.
Топспины падают на поверхность корта, и отскакивают быстрее и выше, чем мячи без вращения. Так как топсины «ныряют», опускаясь на корт, они позволяют выполнять мощные удары с меньшим риском попадания за пределы корта. Поэтому топспины — основа современной игры.
Бэкспины (подрезка) «парят» в воздухе дольше, чем мячи с верхним вращением, и их отскок получается заметно ниже. Может показаться, что подрезки не подходят для современной, скоростной игры. Хотя в этом есть правда, однако они все же занимают свое место в современной игре. В скоростной игре вы нередко, идя на мяч, бьете с хода и тогда подрезка часто бывает предпочтительней, т.к. низкий отскок мяча заставит оппонента поднимать мяч и его ответный удар не будет убойным, а значит вам легче будет выполнять последующий удар с лета. Кстати, удары с лета выполняются чаще всего также с нижним вращением. Они обычно получаются более глубокими, с низким отскоком, что затрудняет ответные действия соперника.
Если вы умеете выполнять драйв (протяженный удар) с нижним вращением (я называю этот удар «германской подрезкой» после наблюдения за Беккером и Граф), вы добавите в свой технический арсенал еще одно мощное оружие. Для большинства игроков подрезки слева удаются гораздо легче, чем справа. Штеффи Граф в большинстве случаев бьет с верхним вращением справа и подрезает слева. Ее результаты говорят сами за себя. Успех таких ее действий в том, что она способна делать это в высоком темпе и с высокой плотностью.
Плоские мячи обычно обладают высокой плотностью. Они летят с высокой скоростью низко над сеткой.
Такие удары часто используют для забивания решающих мячей. И все же я рекомендую выполнять забивающие удары с небольшим верхним вращением. Они помогут вам избежать обидных попаданий за пределы корта ,что нередко бывает при плоских ударах.
Будь то топспин или подрезка, вращение мяча дает хорошую возможность контролировать пласировку. Плоские мячи всегда более рискованны.
Я предлагаю такой тактический рисунок. Выполняйте топспины от задней линии, подрезайте при ударах с хода и с лета, и выполняйте забивающие (решающие) удары более плоско. Если вы следуете этим правилам, вы играете в «процентный» теннис.(о процентном теннисе см. статью в этом же разделе).
При выполнении второй подачи следует использовать вращение мяча. В основном применяют три типа вращения при выполнении подачи: верхнее, боковое и комбинированное.
Подача с верхним вращением обеспечивает быстрый и высокий отскок мяча. Подача с боковым вращением (резаная) обеспечивает криволинейную траекторию мяча и отскок, затрудняющий прием. Подача с комбинированным вращением еще больше усиливает эффект криволинейной траектории и дает высокий отскок мяча.
Вращение мяча на второй подаче — это ваш страховой полис. Оно резко снижает риск промаха. Если вы играете на довольно скользком покрытии в зале или на траве, резаная подача приносит наибольший эффект. Комбинированное вращение в этом случае менее эффективно из-за того, что не удается добиться высокого отскока из-за малого коэффициента трения игровой поверхности.
Итак, сейчас о том, как бьют топспины.
Прежде всего надо обратить внимание на хватку. Почти невозможно выполнять топспин континентальной хваткой. При ударе справа легче всего освоить топспины, применяя полузападную или западную хватки ( посмотрите в разделе «Техника» статью о хватках). Для топспина годится и восточная хватка, но освоить топспин с применением восточной хватки сложнее.
Независимо от используемой хватки, есть общие правила: вы должны выполнять мах ракеткой снизу вверх, пытаясь как бы прочесывать мяч, и движение вашего предплечья должно быть похожим на движение «дворника» ветрового стекла автомобиля. Эти принципы справедливы и при выполнении топспина слева.
Теперь об опасностях при исполнении топспина.
Если вы выполняете этот удар с недостаточной продольной скоростью ракетки, мяч полетит коротко и станет легкой добычей для соперника. Как же профессионалы генерируют мощность своих топспинов? Они буквально взлетают над кортом вслед за мячом.
Они не боятся сильно ударять по мячу и одновременно устремляют тело вверх при выполнении топспина. Понаблюдайте за действиями профи. Вы увидите, что по окончании удара они взлетают над кортом.
Для успешного освоения подрезки вам лучше всего использовать континентальную хватку. Однако, если вы хотите выполнять активную подрезку (германскую подрезку), то более подходящей вам будет восточная хватка. Восточная хватка позволит вам бить по мячу более жестко. Обеспечьте на замахе положение головки ракетки выше уровня мяча (точки удара) и завершите ударное движение так, чтобы головка ракетки оказалась перед вами примерно на высоте уровня сетки и вы будете на верном пути освоения германской подрезки. Мяч будет лететь низко над сеткой и глубоко в корт и будет буквально «умирать» при отскоке. Я часто применяю этот удар, работая со своими учениками и в большинстве случаев их ответы на мою подрезку не доставляют мне больших хлопот. Германская подрезка — стоящий внимания удар!
Независимо от хватки, опять же, для подрезки важны следующие принципы.
Во-первых, это ударное движение сверху вниз. Во-вторых, вы должны закончить ударное движение перед собой, а не внизу. В противном случае мяч будет просто «парить» над сеткой. Наконец, вы должны оставаться в низком положении на протяжении всего удара. Если у вас слабые колени, вы, вероятно, будете стремиться к более редкому использованию подрезок.
Выполнять подрезку слева гораздо легче, чем справа, однако изложенные принципы остаются теми же самыми. Иногда приходится видеть исполнение подрезки слева двумя руками. Это несколько необычно, но принципы удара, тем не менее, сохраняются.
Надо заметить, что в свое время Матс Виландер много поработал над подрезкой слева с хода, готовясь покорить Уимблдон. И затем он часто использовал этот прием и на других кортовых покрытиях, находя его эффективным для любых поверхностей.
Я настойчиво рекомендую вам освоить и топспин и подрезку. При освоении стремитесь, чтобы мяч не только сильно вращался, но и достаточно плотно летел. Ключ к успешному освоению этого: при топспине поднимайте мяч, используя движение тела вверх, при подрезке оставайтесь на согнутых ногах и выполняйте сильный удар движением вниз/вперед.