Sanchez-Casal

Sanchez-Casal

Существует два типа игроков: игроки, которые думают, анализируют действия по ходу матча, и те, кто бьют «на автопилоте». И те и другие могут действовать весьма успешно.
Аналитические игроки будут использовать правила геометрии, создавая игровой план на каждый матч, «автопилоты» должны во время тренировок нарабатывать игру согласно этим геометрическим правилам.
Прежде чем перейти к диаграммам, обратимся к положениям, вытекающим из геометрии корта.
Находясь на задней линии бить кроссом предпочтительнее. Если вы вышли к сетке и играете с лета, то лучше бить по линии.
Лучшая позиция игрока на корте — на биссектрисе угла разброса возможных ответов соперника.
С приближением к сетке вы расширяете собственные возможности угловых атак и, тем самым, усложняете игру сопернику.
Площадка корта на вашей стороне может быть разделена на 4 зоны:
— зона обмена ударами с задней линии (выжидательная),
— зона агрессивных ударов с отскока (наступательная),
— нейтральная зона,
— зона ударов с лета.
Каждая из этих зон может обеспечивать преимущества (или недостатки) с точки зрения геометрии корта.
Мудрый игрок всегда знает что ему делать в каждой из зон и выбирает соответствующие удары.

Обмен ударами — кроссом

На фиг.1 мы видим вас (игрока Х), бьющего с отскока кроссом. На фиг.2,3 вы (игрок Х) бьете вдоль каждой из боковых линий.

sm fig1 Геометрия игры                              sm fig2 Геометрия игры                              sm fig3 Геометрия игры

Если вы выполняете удары из-за задней линии, вы находитесь в пассивной выжидательной позиции обмена ударами. Редко имеет смысл выполнять из этой позиции атакующий удар.(Меня всегда удивляет то обстоятельство, как часто игроки пытаются выиграть ударом навылет, находясь в этой зоне).
С задней линии предпочтительнее играть кроссом, и тому есть несколько причин: при кроссе мяч летит над наиболее низкой частью сетки, удар под заднюю линию по-диагонали всегда длиннее удара под заднюю линию, выполненного вдоль линии (примерно на 2 метра), и, наконец, как следует из вышеприведенных рисунков, геометрия корта располагает больше к тому, чтобы бить кроссом.
Посмотрите на синие стрелочки. Нетрудно заметить, что игроку Х на фиг.2 потребуется пробежать расстояние, значительно большее ,чем самое большое расстояние на фиг.1. Если у вас не очень сильные ноги и вы не наслаждаетесь бегом, удары с задней линии по линии не имеют большого смысла, т.к. дают сопернику геометрическое превосходство.

С лета — по линии

Когда вы играете с лета, то здесь выгоднее бить по линии (фиг.4-7)

sm fig4 Геометрия игры          sm fig5 Геометрия игры          sm fig6 Геометрия игры          sm fig7 Геометрия игры

На фиг.4,5 вы видите себя (Х), бьющим с лета по линии, а фиг.6,7 показывают вас, бьющим с лета кроссом.
Удары с лета выполняются, как правило вблизи сетки, что принципиально отражается на геометрии.
Обычно удар с лета приходится выполнять, когда вы находитесь ближе к одной из боковых линий, потому что соперник пытается вас обвести. А это означает, что бить с лета по линии с точки зрения геометрии предпочтительнее.
Из фиг.4,5 следует, что (Х) ударил по линии с лета, а соперник (О) отвечает обводкой кроссом.
На фиг.6,7 наоборот, удар с лета играется кроссом, а соперник обводит по линии. Сравните расстояния, которые приходится пробегать игроку (Х). Ненамного, но все-таки вы выигрываете, играя с лета по линии. А если теперь еще учесть временной фактор (из-за меньшего расстояния мяч при обводке долетает до сетки быстрее), преимущество удара по линии становится очевидным.
На практике исключением из этого правила может быть лишь ситуация, когда вы выполняете удар с лета, находясь у сетки в центре корта: здесь мяч можно послать далеко в сторону от соперника и у вас прекрасный шанс выиграть очко кроссом.

Теория центра

После удара (независимо от того, с лета или с отскока вы играли) вам необходимо занять на корте самое выгодное положение для того, чтобы добежать до мяча, посланного соперником в ответ на ваш удар.

sm fig8 Геометрия игры          sm fig9 Геометрия игры          sm fig10 Геометрия игры          sm fig11 Геометрия игры

На фиг.8 мы видим симметричное расположение по центру игрока (Х) и соперника (О). Это хорошая позиция.
Фиг.9 иллюстрирует картину, когда (О) располагается на задней линии ближе к одной из боковых линий. Игрок (Х) должен приэтом расположиться на биссектрисе угла возможных ответов соперника (О).
На фиг.10,11 показаны ситуации, подобные фиг.8,9, но игрок (Х) выходит к сетке. Обратите внимание на отличие на фиг.9 и фиг.11. Оптимальное расположение сеточника (Х), ожидающего ответа соперника (О), не правее, как на фиг.9, а левее продольной оси корта. Такое расположение диктуют геометрические законы корта.
Встречаются игроки, постоянно пытающиеся возвращаться к центру задней линии (к язычку), даже если эта позиция не располагается на нужной биссектрисе. Что ж, надо понимать, им очень нравится много бегать и вытягивать мячи, которые они могли бы достать с гораздо меньшими энергозатратами, если бы они использовали теорию центра.

Продвижение к сетке увеличивает углы вашей возможной атаки

В последнее время от теннисных телекомментаторов можно нередко слышать о том, что теннис — это игра углов. И это действительно так. Игрок, выполняющий за матч больше косых ударов, часто его и выигрывает.
Очень наглядно это видно по игре двух великих мастеров — Андре Агасси и Моники Селеш. Они так точно и эффективно используют геометрические законы корта, что очень редко испытывают необходимость выигрывать ударами с лета, т.к. способны входя в корт выполнять очень эффективные косые удары с отскока.
На фиг.12 мы видим как игрок (Х) выполняет удары с отскока из двух позиций: из-за задней линии и с самой задней линии. Вы видите, как существенно раширяется область угловой атаки при небольшом перемещении позиции игрока (Х) вперед. Однако надо понимать, что при смещении позиции игрока (Х) вперед возрастают трудности обработки мяча, т.к. при глубоком ударе соперника его приходится бить на взлете.
И тем не менее выигрыш в углах даже при небольших смещениях вперед может вам дать солидные преимущества.

sm fig12 Геометрия игры

Четыре зоны теннисного корта

Когда я работаю с юниорами, то часто вычерчиваю на корте 4 геометрические зоны, которые показаны на фиг.13.

Зона обмена ударами с отскока располагается позади задней линии.
Находясь в этой зоне вы должны главным образом держать мяч в игре, а не пытаться выигрывать очко рискованными «пушечными» ударами. Также нужно стараться гонять вашего соперника по корту, применять различные вращения мяча, менять высоту его отскока и ждать возможности для развития атаки.
Игра в зоне обмена — это игра защитная или нейтральная, т.к. она не дает преимуществ уловых атак.

Зона агрессивных ударов является очень неприятной для соперника позицией в силу возможностей для агрессии. Вы располагаетесь прямо на задней линии или даже немного внутри корта. Даже такое небольшое продвижение вперед дает ощутимое преимущество в остроте ударов, да и гонять соперника по корту становится значительно эффективнее.
У вас появляется возможность выполнять жесткие, острые, косые удары с отскока, нередко приводящие к выигрышу очка. Это — любимая позиция Агасси и Селеш.

Нейтральная зона (ее еще называют «мертвой») это самая неуютная зона. Если вы находитесь в ей, то часто получаете удар под ноги и в лучшем случае сможете выкрутиться из проблемной ситуации, выполняя не активный удар с полулета. Так что постарайтесь в этой зоне по возможности не задерживаться надолго.
Вот о чем вам следует всегда помнить: стремясь попасть в зону сеточной атаки будьте последовательны до конца и не возвращайтесь в неуверенности назад в зоны ударов с отскока (исключение могут составлять случаи, когда соперник применяет обводящую свечу и вы вынуждены отступать для выполнения смеша).
Этому правилу надо следовать всегда, даже если вы при этом теряете очки.

Зона ударов с лета безусловно самая агрессивная из зон, требующая быстрых реакций и активной игры. В эту зону грамотнее всего стремиться попасть из второй зоны — зоны агрессивных ударов. Для большинства из вас она располагается в интервале «линия подачи — 1.5 метра до сетки»
Кортовая геометрия этой зоны дает вам максимальные преимущества для атаки. Тем не менее, хочется предупредить: не старайтесь обязательно выиграть очко первым же ударом с лета. Очень часто логика надежности будет заставлять вас выполнять подготовительный удар с лета и только затем завершающий.

Если вы действительно стремитесь улучшить свою игру, вам не обойтись без законов кортовой геометрии, очень скоро вы это поймете.

sm fig13 Геометрия игры

Удачи вам в игре.

Что вы думаете?

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.